Надпись «Без сахара» на яркой этикетке давно стала для миллионов людей синонимом здорового выбора.

Читайте МН в
TELEGRAM
ДЗЕН
Диетическая кола, обезжиренные йогурты с фруктовым вкусом, протеиновые батончики... Мы привыкли думать, что обманываем организм, получая сладость без вреда для фигуры и здоровья. Как бы не так!
Масштабное исследование ученых из Университета Сан-Паулу (Бразилия) заставляет взглянуть на эти продукты под другим углом. Регулярное употребление ряда популярных подсластителей, судя по всему, ведет к быстрому ухудшению памяти и когнитивных способностей.
Работа бразильцев вышла в журнале Neurology. В поле зрения ученых были 12 772 взрослых жителя страны. Средний возраст составлял 52 года, а наблюдение за состоянием их здоровья продолжалось около восьми лет.
В начале эксперимента каждый доброволец заполнил подробную анкету о своем рационе. Исследователей интересовали семь распространенных заменителей сахара, которые замешивают в готовые блюда или продают отдельно для добавления в напитки и еду по вкусу: аспартам, сахарин, ацесульфам К, эритритол, сорбитол, ксилитол и тагатоза.
Участников разделили на три группы по уровню потребления этих добавок. Разрыв между ними оказался колоссальным: те, кто потреблял меньше всего, получали в среднем 20 мг подсластителей в день. Но некоторые съедали почти 200 мг. Это количество в пересчете на аспартам было эквивалентно примерно одной банке обычной диетической газировки.
На протяжении восьми лет участники регулярно проходили тестирование мозговых функций. Ученые измеряли беглость речи (способность быстро подбирать слова), рабочую память, скорость обработки информации и способность запоминать новые данные.
У группы с самым высоким уровнем потребления искусственных добавок снижение общих когнитивных способностей и памяти происходило на 62% быстрее, чем у тех, кто почти не употреблял заменителей сахара. По расчетам исследователей, такой темп деградации мозга сопоставим с дополнительными 1,6 года старения. Участники со средним уровнем потребления также демонстрировали ухудшение показателей, но только на 35% быстрее минимального уровня, что равноценно 1,3 года лишнего биологического возраста.
«Низкокалорийные и бескалорийные подсластители часто рассматриваются как здоровая альтернатива сахару, однако наши результаты показывают, что некоторые из них со временем могут оказывать негативное воздействие на здоровье мозга», - прокомментировала ведущий автор исследования Клаудия Кимиэ Суэмото.
Негативный эффект был особенно выражен у людей моложе 60 лет. У них высокое потребление подсластителей сильнее всего било по вербальной беглости (скорость речи) и общим когнитивным способностям. У участников старше 60 лет подобной пугающей взаимосвязи обнаружено не было.
В группу повышенного риска вошли люди с диагнозом «сахарный диабет». Для них связь между приемом заменителей и снижением интеллекта оказалась значимо выше.
При раздельном анализе семи изученных веществ выяснилось, что шесть из них связаны с негативными изменениями. Единственным исключением стала тагатоза - употребление этого редкого натурального подсластителя не показало связи с ускоренным старением мозга.
Почему так происходит, точно неизвестно. Но первая версия, которая приходит на ум сведущим людям, связана с полным отказом от сахаров. Известно, что это может влиять на метаболизм глюкозы в мозге. Ведь этот орган - главный потребитель глюкозы, и ее недостаток может негативно влиять на когнитивные функции.
Стоит ли срочно отказываться от этих подсластителей? Для людей с сахарным диабетом - однозначно нет, особенно если они не могут жить без сладкого. В любом случае повышенный уровень глюкозы в крови, типичный для этой болезни, опаснее для здоровья, чем подсластители.
Олег Днепров
Фото: LEGION-MEDIA

1
2
3
Комментарии (0)